АНКАРС

Страница Екатерины Степной

 

О технике АНКАРС и нашей художественной мастерской.

 

 

Художественная мастерская "АНКАРС" начала свою работу в 1992 г. как курсы фриволите. Ученицы осваивали выполнение
изделий - воротников, подвесов, салфеток, прошв, скатертей, штор и т. д. - по классическим схемам фриволите.
Вскоре появились авторские варианты классических схем, разработанные руководителями и ученицами курсов, методики расчета
и корректировки схем, затем - авторские схемы. Следуя традициям плоскостного плетения, мастера в то же время
переходили на все более тонкие скользящие нити, которые не используются в классическом фриволите,
находили новые приемы для работы с такими материалами. Использование нетрадиционных для фриволите материалов, инструментов, технических приемов, изделия, уже совершенно не похожие на изделия фриволите, - все это послужило основанием для того, чтобы говорить о создании новой техники. Мы назвали ее "АНКАРС".

АНКАРС - это техника оттеночной декорировки основы, выполненной в процессе ручного челночного плетения или после его завершения. При создании изделий используется техника фриволите (челночное кружево), техника плетения фриволите с бисером, элементы вышивки бисером, бисероплетения, макраме, специальные приемы и элементы, разработанные авторами техники АНКАРС.

АНКАРС - это также обобщенный опыт руководителей художественной мастерской "АНКАРС" Е. Ю. Степной и А. А. Розановой, мастеров - А. С. Сафоновой, Т. И. Владимировой, О.П.Дорощук и многих других.

Пожалуй, пришло время признаться в том, что АНКАРС – это аббревиатура из имен и фамилий создателей этой техники, а именно – Ангелины Розановой, Анжеллы Сафоновой и Екатерины Степной. Это признание вырвалось у меня под давлением обстоятельств:

с одной стороны, уважаемые посетители наших выставок все чаще знакомят нас с разными удивительными историческими фактами, например, рассказывают, что АНКАРС – это старинный русский вид рукоделия, известный еще со времен Петра 1; я расспросила – оказалось, что,  по мнению автора этой версии, мастерицы так вот и работали при лучине во времена Петра, а челнок у них был – «что-то вроде прялки», а бисер – мелкий, российского производства, и, что интересно, – из стекла. Вот Ломоносов-то не знал!

Но словосочетание «старинная русская техника» применительно к нашим работам мне приходится слышать часто. Как правило, путают с бисероплетением, принимая узлы за мелкий бисер, или с вышивкой бисером по сутажу.   

Логичнее была бы  ассоциация с техникой плетения фриволите с бисером, когда бисер вплетается в кружево. Эта техника действительно существует очень давно, и можно назвать ее старинной, хотя и не русской. Способы плетения с бисером, относящиеся к этой технике, перечислены А.Г.Вечерской в ее первом выпуске «Фриволите», который вышел в 1991 году. И этими способами данная техника ограничивается, но для АНКАРСа это такие же азы, как, скажем, само фриволите. Но практика показывает, что как раз эта техника нашим зрителям совершенно неизвестна.

Кстати, иногда технику плетения фриволите с бисером ошибочно называют словом «биниль». На самом деле биниль – это «бисерное кружево Нины Либин», которая в свое время изучала фриволите вместе с А.Г.Вечерской, занималась и занимается сейчас именно плетением с бисером, причем по способу «бисер на нити». Биниль – это то, что делает Нина в этой технике, а также в технике макраме с бисером, вязание с бисером. По определению Нины, биниль – это «бисерное кружево Нины Либин». Нина давно живет в Нью-Йорке, выпустила в 1998 году книгу «Tatted Lace of Beads: The Techniques of BEANILE LACE by Nina Libin», я думаю, что уже вышла и вторая ее книга, над которой она работала на момент нашего с ней общения (1999 год). Нина преподает биниль, у нее есть сайт в интернете, ее электронный адрес:  beanil@prodigy.net

С другой стороны, разные истории рассказывают мои ученицы. То вдруг одной из них предложили выставить свои работы, выполненные по моим схемам, на конкурсе «Новые имена», вместе с работами из бисера; оценивать уровень работ будет мастер бисероплетения, которая техникой фриволите (уж не говоря об АНКАРСе) не владеет. У «судьи» есть все мои координаты, но интересоваться моим мнением  на сей счет она не стала. Я знаю, что отношение к вопросам этики в бисероплетении ну очень сложное, настолько сложное, что некоторые предпочитают делать вид, что их нет вообще. К тому же я люблю забавные курьезы, а данное судейство и есть такой курьез.

То вдруг другая мастер бисероплетения заявляет о своем исключительном праве на продажу работ другой моей ученицы, выполненных, опять-таки, по моим схемам, предъявляет претензии к продавцу, которому эта ученица свои работы передала, обращаясь с указанным продавцом, по выражению классика, «весьма неосторожно и осыпая укоризнами».

Все это и вызвало у меня желание сообщить, что такое «АНКАРС» на самом деле, и напомнить о своем прямом и непосредственном отношении к этому самому АНКАРСу.

На сегодняшний день (июнь 2002 г.) в АНКАРСе существует несколько направлений. Каждое направление определяется не только стилем, индивидуальным почерком мастера, его создавшего, но и наличием и использованием большого количества авторских элементов, разработанных данным мастером в процессе создания своих работ, и чисто техническим подходом к решению тех или иных задач.

Направление, представленное работами А.А.Розановой, с которыми Вы можете познакомиться в Галерее работ Ангелины Розановой и в журнале «Чудесные мгновения», - это выставочные работы, украшения к вечерним и бальным платьям, где слово «бал» используется в первоначальном, старинном смысле, и должно ассоциироваться с изысканными украшениями, светскими красавицами и роскошными, но элегантными платьями, - а не с современными бальными танцами (прошу понять меня правильно, я очень люблю современные бальные танцы, просто украшения и платья для них относятся к совсем другому стилю). Я попросила Ангелину Александровну Розанову дать название и определение своему направлению, сейчас она над этим работает.

Направления, представленные моими работами (работами Е. Степной) и работами моих учениц, это:

-         Стиль «Вечер» - аксессуары  к вечерним платьям (в этом стиле выполнены такие коллекции, как коллекция «Сэнди» - 1995 г., «Золушка» - 1997 и 98 г.г., «Королева кукол» - 1998 г., «Дракон» - 1998 г., «Осенний бал» - 1999 г., «Лукоморье» - 1999 г., «Дария» - 2000 г., колье «Джудия» - 2000 г.,  колье «Золотая луна» - 2000 г., коллекция «Украшения для невесты» - 2001, коллекция «Майская ночь» - 2001 г.,»Русская сказка» - 2001 г., «Ретро»- 2002 г. ;

-         Стиль «Подиум» - то, чем интересуются модельеры (в этом стиле выполнены такие коллекции, как коллекция «Z» - 1998 г., «Лора» -  1999 г., «На тему зимы…» - 1999 г., «София» - 1999 и 2000 г.г., колье «Январь» - 1999 г., коллекция «Орхидеи» - 2000 г., большое колье из коллекции «Джулия» - 2000 г., колье «Византия» - 2000 г., «Таити» - 2002 г. ;

-         Стиль «Салон» - работы, которыми интересуются салоны свадебных и вечерних платьев, причем эти клиенты категорически не воспринимают работы в стиле «Подиум», а клиенты, которые отдают предпочтение стилю «Подиум», категорически не воспринимают стиль «Салон». Это  - коллекция «Нежность» - 2001 г., коллекции «Роза» и «Катарина» - 2001 и 2002 г.г., «Силуэт» - 2002 г., «Чайная роза» - 2002 г.;

-         Стиль «Живопись» - это ранние работы,  совершенно некоммерческие, чисто коллекционные, но в них вложено много души. Это – как картины, которые художник рисовал для себя. Это -  коллекция «Забелла» - 1996 г., коллекция «Василиса»- 1998 г., ожерелье-отделка «Русская красавица» - 1996 г., колье «Мальвина» - 1996 г., ожерелье-отделка «Княгиня Ольга» - 1997 г., коллекция «Мэри» - 1997 г, коллекция «Черная королева» - 1998 г..

Направление, представленное работами Анжеллы Сафоновой- не знаю, согласится ли со мной Анжелла, но я назвала бы ее стиль «Элегантным». Анжелла делает аксессуары к свадебным и вечерним платьям, Ее работы отличают вкус, чувство цвета и чувство меры. Вы можете познакомиться с работами Анжеллы на ее сайте . Некоторые страницы этого сайта пока находятся на стадии разработки и интригуют обещанием, что скоро там будет интересно; я надеюсь, что тогда Анжелла сама расскажет о своем творчестве подробнее.

Направление «Фольклор» - это прежде всего работы Аллы Лесковой, их можно увидеть в ее галерее. Колье и браслет «Тамара», колье «Былина» (перед этой работой я искренне снимаю шляпу). На самом деле коллекция работ Аллы достаточно велика, со временем  я обязательно пополню галерею Аллы новыми работами.

Направление Ольги Дорощук – работы по христианской тематике. Это оклады для Евангелие и для Молитвослова, пасхальное яйцо, потир, крест. Познакомиться с работами Ольги и больше узнать о ней можно в ее галерее.

Направление «Малахитовая шкатулка» - это направление  представлено работами Людмилы Королевой и Ярославы Агроскиной, хотя колье «Изабелла» Аллы Лесковой тоже выполнено в таком стиле. Для этих работ характерно использование большого количества натуральных камней, часто достаточно крупных, несколько грубоватое плетение. Обыгрывается не изящество основы, а красота камня. Интересно, что в этом стиле мастера начинают работать спонтанно и совершенно независимо друг от друга, часто и не зная о том, что работы такого плана есть у других; просто – вот получилась такая работа. Когда эти работы оказываются в одной экспозиции, посетители выставки всегда замечают их, хотя реагируют по-разному: кто-то – очень положительно, кто-то – резко отрицательно. Но замечают все, и все говорят: ну, это – уже не АНКАРС. Однако это АНКАРС, хотя и не совсем обычный.

Материалами для наших работ служат синтетические нити (капрон, лавсан, шелк с синтетикой и т.д.), трикотажный люрекс, чешское стекло (бисер, бусины), искусственные и натуральные камни.

Кроме своих работ я, с разрешения авторов, буду знакомить Вас с работами других мастеров.

В марте 1996 г. состоялась презентация нашей художественной мастерской. Тогда она была названа х/м "Кружевница" и под этим названием работала до декабря 1998 г., а затем была переименована нами в х/м "АНКАРС".

Информацию о выставках, на которых экспонировались наши работы, можно найти в разделе «Наши выставки»

На выставках "Вся Москва" (1997 г.), "Российский стиль" (1999 г.) в павильоне "Культура" ВВЦ руководители мастерской А.А.Розанова и Е.Ю.Степная и мастер А.С.Сафонова были награждены дипломами "За разработку оригинальной техники АНКАРС и создание на ее основе нетрадиционных высокохудожественных изделий декоративно-прикладного искусства, а также за успешную педагогическую деятельность по реализации авторской программы учебного курса "Фриволите-АНКАРС" и подготовке мастеров и педагогов".

Участие во Всероссийском конкурсе "Русь мастеровая", посвященного празднованию 2000-летия Христианства и встрече третьего тысячелетия, который проводился в павильоне "Культура" ВВЦ с сентября 1999 по июнь 2000 года, принесло х/м "АНКАРС" пять дипломов, в том числе Диплом I степени "За разработку новой художественной технологиив работе с бисером, Диплом II степени за работы по христианской тематике (О.П.Дорощук) и три диплома: А.А.Розановой, Е.Ю.Степной и А.С.Сафоновой "За высокохудожественные авторские изделия". В октябре 2000 года А.А.Розанова, Е.Ю.Степная и А.С.Сафонова приняли участие в работе Недели Российской Моды, которая проходила в Новом манеже.

В настоящее время в интернете есть страница Анжеллы Сафоновой, выпускницы А.А.Розановой 1995 года, замечательного, самобытного мастера. Адрес страницы http://sergeyvs.narod.ru

Не менее интересные работы Натальи Черкасовой, моей ученицы (чем горжусь), можно увидеть по адресу http://ankars.narod.ru

Я начала работать в интернете в 1998 г. Тогда в России интернет был менее популярным, чем сейчас, и мою галерею чаще посещали зарубежные друзья и коллеги. В общении с ними я совершенствовала свой школьный английский, каждый раз называя его в письмах "bad" и "poor" и принося извинения, а они любезно отвечали, что он очень даже "fine" по сравнению с их русским. Русский вариант галереи, располагавшийся на сайте с романтическим названием "халява" (версия 1999 г. есть там и до сих пор), практически не посещался. Летом 2000 г. я с удивлением обнаружила, что гости стали туда заходить. Как оказалось позже, это подсуетились распространители моей книги, поместив ссылки на мою страницу во многих поисковых системах и не поставив меня об этом в известность. Видимо, хотели сделать сюрприз. Однако, хочется напомнить, что с 1999 года прошло довольно много времени, появилось много новых работ, и я сожалею о том, что кто-то до сих пор судит об АНКАРСе по той версии сайта.

Английский вариант моей галереи "АНКАРС" работает до сих пор по  адресу http://ankars.tripod.com  . Там находится небольшая часть галереи, я стараюсь показывать там свои последние работы, но основная часть галереи сейчас располагается на «Народе».

Наши статьи были опубликованы в альманахе “Коллеги” №2 за 1997г. и
в журнале “Народное творчество" №1 за 1998г.

В 2000 г. вышла моя книга "Фриволите-АНКАРС" в издательстве "ОЛМА-ПРЕСС" в Москве.

В  апреле 2001 г. в Москве в издательстве «Астрея» вышел журнал «Чудесные мгновения», полностью посвященный АНКАРСу.

 В нем описываются работы А.А.Розановой.

 

 На главную

 

Ко входу в галерею

 

Мой адрес: rina-ankars@narod.ru

 



Сайт создан в системе uCoz